ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ

Как управлять своим здоровьем в материалах школы здоровья.

Вредные привычки и зависимости являются очень сложной, многоуровневой проблемой и имеют свои этапы формирования. Их изучением занимаются несколько наук - медицина, психология и социология.

Относительно недавно, в начале двадцать первого века, даже сформировалась новая наука - аддиктология (от английского addiction зависимость). Главной целью аддиктологии является определение механизма формирования у человека вредных привычек и зависимости, разработка эффективных профилактических мероприятий.

Жизнь человека наполнена множеством обстоятельств и проблем, которые препятствуют достижение комфортного психологического состояния. Вследствие этого человек подвержен стрессам и переживаниям, справиться с которыми можно только мобилизовав внутренние физические и психологические резервы.

И вот на этом этапе человек начинает искать более простые пути ухода от стресса - вкусная еда, спорт, хобби, рыбалка, отказ от чего-то, табак, алкоголь и наркотики.

Все эти способы возврата к комфортному психологическому состоянию отодвигают на задний план необходимость кропотливой работы над собой и как результат - возникает поведенческая зависимость или вредная привычка.

Аддиктология называет такое явление попыткой спрятаться от проблем за искусственными стенами. В результате человек становится активным потребителем какого то химического вещества, определённых переживаний или впечатлений, заложником конкретной последовательности совершаемых действий и т. д.

Человек становится заложником "ритуала" и только благодаря ему может прийти к гармоничному психологичному состоянию. Обратной стороной такого пути к гармоничному состоянию психики является ущерб для других жизненно важных функций, остановка психологического развития и деградация человека.

При формировании вредных привычек и зависимости можно выделить следующие этапы их формирования:

1. В подсознании человека образуется прочная связь между переживанием ярких эмоций и приёмом конкретного вещества или совершением конкретного действия.

2. Вырабатывается частота обращения к средству, дарящему яркие эмоции и психологическое успокоение. В результате появляется ритм зависимости, что выливается в неспособность человека самостоятельно переживать жизненные проблемы и стрессовые ситуации.

3. По мере укоренения зависимости человеческая психика начинает разделяться на две составляющие. Здоровая часть стремиться к общению и нормальной жизни, но постепенно заглушается больной, стремящейся к уединению и общению с такими же зависимыми людьми. На этом этапе формируется устойчивая иллюзия полного контроля над собой, своими эмоциями и своей зависимостью.

4. Потеря контроля над своим поведением и полный переход под контроль вредной привычки. С этого времени всеми поступками человека полностью управляет привычка.

5. Постоянное увеличение частоты прибегания к средству "помощи", рост принимаемой разово дозы и времени пребывания под кайфом (запой при пьянстве, бесконтрольная игра на игровых автоматах и т. п.). Между первым и вторым этапом может быть разный промежуток времени и зависит от сложности стрессовой ситуации и яркости вызываемых эмоций. И чем больше этапов формирования вредной привычки человек проходит тем сложнее ему помочь осознать и вылечиться.

В мозге человека формируются очень стойкие бессознательные программы поведения, и появляется психологическая запрограммированность. Человек становится полностью убеждённым в правильности и оправданности совершаемых действий.

Постепенно человек утрачивает самоуважение, разрушает привычный уклад жизни, семью, карьеру, подрывает душевные силы, лишает психического и физического здоровья. Человек полностью убеждается, что помочь ёму решить жизненные проблемы может только данная зависимость, и он набирает всё большую скорость движения по пути саморазрушения.

Попробуйте остановиться и проанализировать свои действия в различных стрессовых ситуациях со стороны. Очень часто определённые зависимости и вредные привычки начинаются с безобидных, на наш взгляд, вещей.

Бесплатный хостинг uCoz